Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Типовое приспособленное одноэтажное
здание, предназначенное для воспитательного процесса, игр и занятий детей
дошкольного возраста, включает:
групповые помещения – 2;
спальные комнаты – 2;
кабинет заведующей – 1;
методический кабинет – 1;
Оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:
В МКДОУ «Детский сад №1 «Теремок» создана полноценная предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все базисные компоненты среды включают в себя необходимые условия для:
*физического развития
*художественно-эстетического развития
*познавательного развития
*социального развития ребёнка.
Все предметы доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
В работе с детьми педагоги широко используют современные технические средства: компьютеры и мультимедийные установки.
В МКДОУ имеется музыкальный зал совмещённым с физкультурным.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими воспитательно-образовательную деятельность. В ДОУ есть специалисты со специальным образованием, способные проводить коррекционно-развивающую деятельность. Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:
В МКДОУ «Детский сад №1 «Теремок» функционирует 2 группы общеразвивающей направленности. В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС. Для развития самостоятельности воспитанников развивающая предметно-пространственная среда состоит из различных уголков, которые дети выбирают по собственному желанию. Игровая среда постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
Насыщенность среды способствует развитию познавательной деятельности детей и представляет возможность для активного исследования и решения задач, содержит различные материалы (материалы для сенсорного развития, конструкторы, наборы для экспериментирования и др.). Развивающая предметно-пространственная среда содержит материал для экспериментирования и др.)
Развивающая предметно-пространственная среда содержит условия для экспериментирования с доступным материалом, в том числе с песком и водой. Большое внимание уделяется доступу детей к объектам природного характера: во время наблюдений на участке детского сада за птицами, ростом растений, за неживой природой, участию в труде, проведению опытов и экспериментов в природе ( без нанесения ей вреда). В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности :
-условия для развития игровой деятельности (игровые уголки в соответствии с возрастом детей);
-условия для развития двигательной активности детей (физкультурные уголки)
-условия для индивидуальной работы с детьми, , имеющими проблемы здоровья (уголки, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми);
-условия для развития детского творчества ( уголки изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
-условия для воспитания экологической культуры (природные уголки и уголки детского экспериментирования);
-условия для развития познавательной активности и речи (пособия и материалы).
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. В группах в наличии имеются различные пространства (для игры, конструирования, а также уголки уединения).
Развивающая среда, созданная во всех помещениях ДОУ, где осуществляется образовательная деятельность, доступна всем воспитанникам и в том числе детям-инвалидам.
Для реализации коррекционной работы с ребёнком-инвалидом в группе воспитатели используют специальные дидактические материалы: домино, разрезанные карточки и предметно-сюжетные картинки, игровые пособия, которые направлены на развитие способности к самообслуживанию, способности к общению, способности к передвижению и на формирование у детей навыков осознанного отношения к своему здоровью.
Библиотека
Для воспитанников детского сада отсутствует. Библиотека МКДОУ «Детский сад №1 «Теремок» не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В каждой группе имеется книжный уголок в легко доступном месте, в котором размещена художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом обучающихся в ДОУ. Данная литература используется обучающимися, в том числе и для инвалидов и детей с ОВЗ.
В методическом кабинете создана библиотека учебно-методической, справочной литературы для педагогических работников учреждения.
Объекты спорта
Объекты спорта (специальные спортивные комплексы), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют.
Средства обучения и воспитания
Средства
обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом
образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МКДОУ «Детский
сад №1 «Теремок». Являясь компонентом учебно-
воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все
другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся
для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая
современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия,
книги для чтения,
хрестоматии, рабочие тетради, атласы,
раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (
сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
·
аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы
образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
· наглядные плоскостные
(плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи,
макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·
учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
· спортивное оборудование ( гимнастическое
оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к
типологии средств обучения.
Идеальные средства
обучения – это те
усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для
усвоения новых знаний.
Материальные средства
обучения – это
физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного
обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. объемные пособия (модели, коллекции,
приборы, аппараты и т.п.);
2.
печатные
пособия (картины, плакаты, графики, таблицы,
учебники)
3.
проекционный
материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на
воспитанников оказывают
современные аудиовизуальные и
мультимедийные средства обучения
(электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные
средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством
обучения и воспитания.
Принципы
использования средств обучения:
·
учет
возрастных и психологических особенностей обучающихся;
· гармоничное использование разнообразных
средств обучения: традиционных и современных для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через
визуальную,
аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
· учет дидактических
целей и принципов дидактики (принципа
наглядности, доступности и т.д.);
·
сотворчество
педагога и обучающегося;
·
приоритет
правил безопасности в использовании средств
обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду
для
обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических,
материальных,
дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное
оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности
воспитанников не только в рамках ННОД по освоению
Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая
среда создана с учетом интеграции
образовательных
областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации
других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех
видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-
художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые
в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование
отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой
возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная
литература,
дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и
игрушки. Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные
тематические уголки и зоны: игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования
математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения
счету,
количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных
представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные
материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические,
деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин,
развивающие игры, схемы для составления рассказов,
фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и
видеоаппаратура,
телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой
деятельности: наборы
мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного
подхода): («Кухня»,
«Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор
ДПС»,
«Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный
материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются
дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты,
схемы.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице.
Игровые площадки с песочницами, качелями, столиками для игр и занятий;
растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив
ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и
спортивными сооружениями, малыми
архитектурными формами (сделаны своими руками) для активной физической
деятельности воспитанников.
Физкультурно-оздоровительный
центры (спортивные уголки в группах) Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было
изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые
дорожки, различные гири, гантели, наполненные
фасолью,
гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками
"осьминоги",
дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и
гигиеническим требованиям.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МКДОУ «Детский сад №1 «Теремок» имеется доступ к сети Интернет.
Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заведующим ДОУ.
Ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста”.
Воспитанники не имеют возможность выхода в сеть Интернет.
Сотрудники образовательного учреждения используют в своей работе следующие электронно-образовательные ресурсы:
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Воспитанники не имеют возможность выхода в сеть Интернет.