Пояснительная записка Учебный план МКДОУ «Детский сад №1 «Теремок» на 2021 – 2022 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень обр азовательных областей и объём учебного времени, отводимого на организованну ю образовательную деятельность МКДОУ №1«Теремок» работает в условиях шестидневной рабочей недели 12часовом режиме. В МКДОУ №1«Теремок» функционирует 2 группы. Из них : 1 младшая группа- 3х-5 лет, 1средняя группа с 5-7 лет. Общий списочный состав – 80 детей. Учебный план МКДОУ № 1«Теремок» на 2021 2022 учебный год разработан в соответсвии: -Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» ; - Примерной основной общеобразовательной программой учебно методическим комплектом «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 031213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10 .2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от28.02.2014 г. № 08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Программное обеспечение образовательного процесса обеспечивает целостность педагогического процесса, дополняют друг друга обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, не дублируют содержания. Учебный план детского сада призван регулировать деятельность педагогическог о коллектива МКДОУ, гарантировать ребенку получение комплекса дополнитель ных образовательных услуг, а также определять объем учебной нагрузки для каж дой возрастной группы, согласно требованиям СанПиНа. Организованная образовательная деятельность реализуется через организа цию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,познаватель но-исследовательской, коммуникативной, продуктивной,музыкально художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор ко торых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Объем образовательной нагрузки (как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режи мных моментов) является примерным, дозирование нагрузки условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельнос ти педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образо вания в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) е жедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объема образовате льной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государствен ными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дош кольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами инормативами (СанПиН). Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп). Воспитательно-образовательная деятельность МКДОУ №1 имеет общеразвивающую направленность и физкультурнооздоровительную. Основной программой по физическому воспитанию является программа Э.Я. Степаненковой «Физическое воспитание в детском саду» Образовательная деятельность детей обеспечивается в режимных моментах , прогулке, в ходе выполнения совместных проектов, в подготовке и проведении праздников. Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в соответствии с социальным заказом родителей, потребностью и интересами детей, возможностью педагогического коллектива: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» («Я – человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру» С.А. Козлова) Образовательная область «Познавательное развитие» (Юный эколог, С.Н. Николаева Образовательная область «Речевое развитие» - Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Цветные ладошки, И.А. Лыкова) Образовательная область «Физическое развитие» («Здоровый малыш» программа оздоровления детей в ДОУ З.И. Береснева.) Реализация регионального компонента интегрирована в 1/3 части от различных видов организованной образовательной деятельности (познавательное развитие (через образовательные компоненты: ознакомление с окружающим миром родного края, развитие речи), изобразительной деятельности (через образовательные компоненты: художественная деятельность: рисование, лепка, аппликация), музыкального развития (через обра зовательные компоненты: музыка, театрализованная деятельность и другое), а также в образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Занятия по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группах включены в занятия по ознакомлению с миром природы родного края. В воспитательно-образовательном процессе активно используются здоровьесберегающие, социоигровая и интегративная технологии, технология проектирования. Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели определены в санитарно-эпидимиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 3049-13) Учебный план отображает образовательную нагрузку воспитанников, поэтому взаимодействие с семьями не представлено. Раздел взаимодействия с родителями воспитанников представлен в Основной образовательной программе МКДОУ №1. Структура учебного плана. В структуре учебного плана выделяются обязательная (инвариантная) и вариативная (часть формируемая участниками образовательного процесса) части. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Реализация Обязательной части предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Объем обязательной части рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Учебный план Младшая группа Младшая группа (возраст детей 3 – 4 года) планируется не более 10 занятий в неделю, продолжительностью не более 15 минут. Между НОД перерыв 10 минут. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не превышает двух. Вариативная часть плана отражает ведение образовательной деятельности по региональному компоненту по программе Байрамбекова М.М. Занятия физкультурно-оздоровительного эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени. Двигательная активность детей реализуется в про ведении утренней гимнастики, подвижных игр, динамических пауз, прогулки с проведением игр различной двигательной активности, бодрящая гимн астика. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в Учреждении. Образовательный процесс МКДОУ, согласно ФГОС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие. Общий объём обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведённое на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу , природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей (на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов - САНПИН 2.4.1.3049-13, раздел XI, п.11.8); Младшая группа Планирование образовательной деятельности Организованная образовательная деятельности Образовательная область(основное направление развития) Учебные часы Базовый вид деятельности 1 ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Физическое развитие Двигательнаядеятельность Познавательное развитие Позновательная деятельность (ФЭМП) Позновательная деятельность (Пробщение к социокультурным ценностям и ознакомление с окружающим миром природы) Развитие позновательноиследовательской деятельности Речевое развитие Коммуникативнаядеятельность,восприят ие художественной литературы ХудожественноИЗО (Рисование) эстетичекое развитие ИЗО (Лепка) ИЗО (Апликация) ХЭР (Музыка) ВСЕГО: В неде лю В год 3 1 114 38 0,5 19 0,5 19 1 38 1 0,5 0,5 2 10 38 19 19 76 380 2 Вариативная часть ( часть формируется участниками образовательных тношений) Региональная программа Байрамбекова М.М. «Родной краймойДагестан» Реализуется во всех базовых 10 деятельности, является частью ООД 40% 380 Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки. ВСЕГО : 380 10 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика ежедневно Интеграция образовательных Комплексы закаливающих процедур ежедневно областей: Гигиенические процедуры ежедневно СоциальноСитуативные беседы при проведении ежедневно коммуникативное режимных моментов развитие; Чтение художественной литературы ежедневно Позновательное Дежурство ежедневно развитие;речевое Прогулки ежедневно развитие; Хдожественноэстетическое развитие; Физическое развитие, Самостятельная деятельность детей ИГРА ежедневно Интеграция 5-ти Самостоятельная деятельнсть детей в образовательныхобласте центрах(уголках)развития ежедневно й Средняя группа Средняя группа (возраст детей 4 5 лет) планируется не более 12 занятий в недел ю, продолжительностью не более 20 минут. Максимально допустимое количеств о занятий в первой половине дня не превышает двух. Вариативная часть плана отражает ведение образовательной деятельностипо региональному компоненту по программе Образовательная программа дошкольного образования РД Занятия физкультурно оздоровительного эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени. Двигательная активность детей р еализуется в проведении утренней гимнастики, подвижных игр, динамических па уз, прогулки с проведением игр различной двигательной активности, бодрящая г имнастика. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки соответ ствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа реализовывается в течение всего времени пребывания Образовательный процесс ДОУ, согласно ФГОС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятель ности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие;физическое развитие; Общий объём обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведённое н а: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, включая сюжетноролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окру жающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художествен ной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу , природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пен ие, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей (на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов - САНПИН 2.4.1.3049-13, раздел XI, п.11.8); Образовательная область(основное направление развития) Базовый вид деятельности 1 ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Физическое развитие Двигательнаядеятельность Познавательное развитие Позновательная деятельность (ФЭМП) Позновательная деятельность (Пробщение к социокультурным ценностям и ознакомление с окружающим миром природы) Развитие позновательноиследовательской деятельности Речевое развитие Коммуникативнаядеятельность,воспр иятие художественной литературы речевое развитие ХудожественноИЗО (Рисование) эстетичекое развитие ИЗО (Лепка) ИЗО (Апликация) ХЭР (Музыка) ВСЕГО: Учебные часы В В неделю год 3 1 114 38 0,5 19 0,5 19 2 38 2 0,5 0,5 2 12 432 2 Вариативная часть ( часть формируется участниками образовательных тношений) Образовательная Реализуется во всех базовых 12 432 программа дошкольного деятельности, является частью ООД образования РД 40% Байрамбекова М.М парциальная программма. «Родной край- мой Дагестан» Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки. ВСЕГО : 12 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика ежедневно Интеграция образовательных Комплексы закаливающих процедур ежедневно областей: Гигиенические процедуры ежедневно СоциальноСитуативные беседы при проведении ежедневно коммуникативное режимных моментов развитие; Чтение художественной литературы ежедневно Позновательное Дежурство ежедневно развитие;речевое Прогулки ежедневно развитие; 380 Хдожественноэстетическое развитие; Физическое развитие, Самостятельная деятельность детей ИГРА ежедневно Интеграция 5-ти Самостоятельная деятельнсть детей в образовательныхобласте центрах(уголках)развития ежедневно й